62 Джонанг - Традиция

Традиция

Традиция Джонанг с точки зрения Сутры и Тантры

В силу разнообразия способностей и склонностей учеников наш милосердный Учитель - искусный в методах Будда Бхагаван последовательно совершил три поворота колеса учения: первый поворот колеса учения о четырех истинах, второй поворот колеса учения об отсутствии признаков и третий поворот колеса учения полного разъяснения. И помимо этого одновременно с изложением Праджняпармиты на горе Гридхакуте, в Шриданашатаке для особых учеников высокими способностями Будда Бхагаван даровал коренную тантру Калачакры и многие другие учения наивысшей тантры.



То, что две тысячи пятьсот лет назад изложил Будда Бхагаван в Индии, с седьмого по четырнадцатый век постепенно со многими трудностями переводилось и систематизировалось тибетскими переводчиками - лоцавами на тибетский язык. Буддийские трактаты, переведенные с санскрита на тибетский классифицируются по двум видам: свод слов самого Будды Учителя переведенных на тибетский называется "Кангьюр" и состоит из более сотни томов. А шастры составленные индийскими пандитами для объяснения слов Будды и переведенные на тибетский язык известны как "Тенгьюр", они составляют более двухсот томов. Эти учения включают и сутру и тантру.



В более позднее время, когда буддизм в Индии пришел в упадок, благодаря корням укрепившимся в Тибете он смог выжить там. При распространении учения буддизма посредством лоцав в Тибете возникло восемь великих традиций буддизма. Некоторые из этих традиций мы можем наблюдать и в наше время.
Повсюду известная в настоящее время четвертая традиция буддизма - учение великолепного Гелва Джонангпы (заложено в 1027 г.). Основоположником традиции срединного воззрения "ино-пустоты" (ума шентонг) объединяющая сутру и тантру является Всеведающий Щерап Гьялцен из Долпо (1292-1361 гг.).



Благодаря его поддержке традиция развивалась и распространялась. Первый патриарх традиции Джонанг Кунпанг Тукдже Тзондуй (1243-1313 гг.) основал монастырь в центральном Тибете в местности Джомонанг и, начиная с этого времени название этой местности, перешло на саму традицию. А до того традиция носила имя Дуйкорба (практики Калачакры) или Джордукпа (Практики Шести Йог). Кунпанг Тукдже Тзондуй передал все наставления, какими обладал во главе с наставлениями о шести йогах Калачакры, второму патриарху Джонанг Джянсем Гелва Еше (1257-1320 гг.). А Джянсем Гелва Еше передал наставления во всей полноте, которой обладал третьему джонангскому патриарху Кейцун Ёнтен Гьяцо (1260-1328 гг.). Эти трое известны как "три первых гуру Джонанг".



Четвертый патриарх великий основоположник учения великолепного Гелва Джонанг - Долпопа (Всеведущий из Долпо) неоднократно был предсказан во многих сутрах и тантрах и благодаря его деятельности - разъяснения, диспута и сочинительства слава Джонанг распространилась повсеместно. Так же как и предыдущие патриархи Всеведущий Долпопа изучал, практиковал и распространял шесть йог Калачакры, но помимо этого этот святой был и первым кто приложил многие усилия для широкого распространения воззрения "ино-пустоты" из-за чего имя Всеведущего прославилось по всему Тибету.



Это воззрение "ино-пустоты" происходит главным образом из анализа смысла третьего поворота колеса учения Добрейшего Учителя, то есть десяти сутр достоверного смысла, показывающих Татхагатагарбху - окончательное слово. Распространение такого понимания смысла бесспорно обосновано как тем, что сказано в текстах, так и логическим анализом. Тексты это: "Уттаратантра" - главная из пяти трактатов составленных Почтенным Покровителем Майтреей, "Шесть трактатов Мадхьямаки" написанные Нагарджуной (150-250 гг.), "Пять разделов земель" Арья Асанги (395-470 гг.), "Коментарий на три Праджняпарамиты" Васубандху - Второго Будды и т.д. Опираясь на эти трактаты, систематизируется воззрение на "основу, путь и плод" школы ума шентонг.



В Тибете философию ума шентонг практиковали Шакья Чокден, Почтенный Марпа Лоцава, Досточтимый Миларепа, Конгтул Ёнтен Гяцо, Ситу Панчен Чоки Джюне, многие перерождения Кармап, то есть большинство мудрецов школы Кагью, так же этому воззрению следовали Лочен Вайрочана, Панчен Вимамитра, Всеведущий Лонгчен Рабджампа и другие практики Нингма (Школы старых переводов). А Джю Мипам Джамьянг Намгел Чок же составил такие трактаты как "Львиный рык, принимающий ино-пустоту" и "Устранение сомнений в превосходной Дхарме". И среди других учителей известен Рибо Гелук, который следовал этим взглядам, а также такой учитель как Джамьянг Чойдже - основатель монастыря Дрепунг. Поздние тибетские учителя, трактуя замысел Промежуточного поворота колеса Учения об отсутствии признаков, преподавали "само-пустоту" (рангтонг).



Различие этих двух состоит в том что "само-пустота" - это пустота с точки зрения собственного образа пребывания объекта, а не как лишь концептуальные номинации феноменов сводящихся к двум истинам или иначе - это лишь отсутствие построений истинной воплощенности. И последователей мадьямака, которые придерживаются такого мнения, называют "рангтонгпа" (т.е. " придерживающийся само-пустоты"). Глубинная "ино-пустота" - это обоснованность истины соответствия того, что видится изначальному знанию личного самопостижения Арьев тому, что есть на самом деле или иначе - это не пустота собственной природой, но пустота от всех "иных" субъект-объектных построений. Тех, кто придерживается такого мнения, называют "шентонгпа" (т.е. "придерживающийся ино-пустоты").



В Индии традиция передавалась от Дхармараджи Сучандры до великого пандита Чандранатхи. А в Тибете же от его ученика Дро Лоцавы Щерап Дака, она последовательно дошла до тринадцатой ступени, то есть до Вседущего Джонангпы (Долпопы). После еще нескольких патриархов на трон монастыря Джонанг взошел досточтимый Таранатха (Кунга Нингпо) (1575-1635гг.). В его время учение Джонанг повсеместно распространилось в Китае, Тибете и Монголии. Но после его ухода в силу перемен учение пришло в упадок на территории центрального Тибета, хотя и сохранилось на востоке в Амдо и Кхаме.



Основной практикой Джонанг является медитация и воплощение стадии завершения Калачакры, то есть "шести йог". В наше время большинство монастырей Джонанг располагается в Восточном Тибете: у Кукунура, в Нгонпа, Цантан, Гелрон, Голок и т.д. в общей сложности около шестидесяти-семидесяти монастырей в которых проживает и обучается более десяти тысяч монахов.