56 Джонанг - Традиция

Традиция

История Калачакра-тантры и школы Джонанг

Школа Джонангпа является единственной из тибетских школ, где практика Калачакра-тантры является основной. Еще до середины девяностых годов многие ученые на Западе считали ее полностью исчезнувшей. И только после того как район Амдо в северном Тибете был открыт китайскими властями для посещения иностранцами, было обнаружено, что здесь находятся несколько монастырей этой школы, в наиболее крупных из которых, живут более 1000 монахов. Позднее еще несколько монастырей было обнаружено в других древних Тибетских территориях, которые сейчас находятся в составе китайских провинций Сичуань и Цинхай.



С самого основания этой школы в 11 веке она являлась в основном линией практиков, о которых можно найти лишь обрывочные сведения. В тоже самое время именно этот медитативный и практический опыт позволил ранним мастерам высказать, а затем и Долпопе Шерап Гьялцену развить и окончательно оформить важнейшую филосоaскую доктрину - шентонг (пустота иного или "ино-пустота"). Если говорить коротко, особенностью этой философской доктрины является описание пустоты на абсолютном уровне, согласующейся с теорией Татхагатагарбхи. а значит, по буддийскому мнению и строение мира.



Нужно отметить, что основная практика школы - практика Калачакры (Колесо Времени) , включает в себя 3 раздела:
1. Калачакра внутренняя - учение о строении каналов в теле человека (учение о микрокосмосе)
2. Калачакра внешняя - учение о строении вселенной (учение о макрокосмосе)
3. Калачакра иная - непосредственно практики Калачакры для трансформации внутренней и внешней Калачакры.



Таким образом, это самодостаточная система не только полностью описывала процессы происходящие в человеке и вокруг него, но и давала мощнейший инструмент трансформации, по крайней мере, приносящий гармонию, как во внутренний мир человека, так и в окружающую его среду. Бытует мнение, что практически все эзотерические учения, которые существуют сейчас в мире, появились под влиянием именно традиции Джонанг. Именно отсюда появилось само понятие Шамбала, а так же понятие «Секретная доктрина» Блаватской. Многое из древней традиции было по-своему интерпретировано ей и другими. Мы же предлагаем Вам прикоснуться к самим истокам - веками отработанной технологией достижения состояния Будды.

Далее мы рассмотрим историю возникновения линии, а также краткие жизнеописания Мастеров, благодаря которым мы имеем возможность прикоснуться к ней.



История Калачакра-тантры

В одно звездное утро, в шестом столетии, около деревни Бодхгайя в северо-восточной Индии, под деревом Бодхи, человек по имени Шакьямуни стал Буддой. В течение сорока пяти лет, которые за этим последовали, Будда Шакьямуни сформулировал три различных набора учений или как их еще называют, три "поворота колеса Дхармы". Каждый из этих трех "поворотов колеса" преподнесенных Буддой, был полной и самодостаточной, системой наставлений. Эти системы показывали различные уровни действительности, в соответствии с бесконечным разнообразием живых существ, в зависимости от выбора времени, обстоятельств и духовных предрасположенностей людей.



Первый "поворот колеса" Будды в Оленем Парке, близ Варанаси, описал зависимо возникающую природу явлений, которая учитывает возможность избавления от страдания. Это обучение было предназначено для тех, кто принимает относительное существование действительности, как в окончательную истину и был позже описан в системе текстов внутренней науки и психологии, известной как Абхидхарма. Во время его второго "поворота колеса", на Горе Коршуна рядом с Раджагрихой, Будда научил, почему все явления не имеют независимого и окончательного существования. Чтобы освободить существа от их психологических и эмоциональных привязанностей на даже самых тонких аспектах действительности, Будда дал этот «поворот колеса», предназначенный для людей, способных к глубокому и проницательному пониманию и стал известен, как Праджняпарамита Сутра или Сутра о Запредельной Великой мудрости. Третий "поворот колеса" Шакьямуни, которое он дал на горе Малайя и Вайшали, объясняли то, что все существа имеют основу для просветления, так называемую природой Будды.



Третий "поворот колеса" был предназначен для того, чтобы освободить существа от их привычных шаблонов и концепций, и от цепляния за обозначение действительности как существующей или, как несуществующей, и стал известным как просвещенная сущность или учение о природе Будды. Этот третий цикл учения Будды, обозначает безграничное светящееся ядро Природы Будды, которая существует нераздельно, с основной природой всех существ и служит основой для Буддийских тантрических методов самопревращения.



Среди непревзойденных и недвойственных Буддийских Тантр - Тантра Калачакра, "Колесо Времени", занимает особое место. Поскольку в Тантрическом буддизме линия передачи, от учителя к ученику, является важнейшим аспектом доверия к учению в общем, и к школе в частности, проследим как тайные учения из уст Будды, дошли до нас. Текст коренной Калачакра-тантры был сначала показан Буддой Шакьямуни, как магическое проявление божества Калачакра, Королю Сучандре из Шамбалы. Король Сучандра прибыл в Индию, со всеми главами своих провинций, чтобы попросить и получить передачу этой Тантры. После возвращения в Шамбалу, Король Сучандра начал преподавать и передавать коренную Тантру Калачакры. Традиция передавалась от одного королю к другому, и так вплоть до восьмого Короля Шамбалы - Короля Манджушри Яшаса. Манджушри Яшас, первый из Королей Шамбхалы, которые стали называться Калкины, составил Сокращенную Калачакра Тантру, в то время как его сын, Король Пундарика составил первичный комментарий к Сокращенной Калачакра Тантре, называемый Вималапрабха или «Безупречный Свет». Всего же Королей Калкинов было 25, начиная с Манджушри Яшаса, и Калачакра-тантра передавалась от предыдущего Короля следующему.



В концы десятого столетия, в Шамбале правил Король Шрипала Калкин (17 по счету). Он посетил Индию, чтобы передать Калачакра-тантру молодому человеку, который будет позднее известен, как Калачакрапада Старший. Затем, Тантра Калачакры и комментарий на нее, были переданы от Калачакрапады его знаменитому преемнику Наропе и кашмирскому ученому и практику Соманатхе. Эта линия продолжилась с передачей Соманатхи своему ученику, тибетскому переводчику Дро Шераб Друку (Дро Лоцаве), который вместе с Соманатой перевел комментарий «Безупречный свет» с Санскрита на Тибетский язык (традиция Дро Лоцавы). Так впервые традиция Калачакры оказалась в Тибете.



Практика Калачакра-тантры в традиции Джонанг

Другой ученик Соманатхи, мастер Калачакры Юмо Микио Дордже (11век), наряду с йогом Тсеном Кавоче, считается тибетским родоначальником доктрины шентонг, выражением сияющей абсолютной природы реальности, которая отражает третий «поворот колеса» Будды Шакьямуни. Эти воззрения, наряду с практикой Калачакра-тантры, стали позднее характерной чертой Школы Джонанг и Юмо Микио Дордже считается родоначальником линии Джонанг. От Юмо Микио Дордже традиция переходила через таких держателей линии как : Дхармешвар, Намкха Озер, Намкха Гьялцен, Шераб Озер, и Чокьи Озер. Затем, в 1294 Канпанг Тукдже Тсондру (1243-1313) основал Монастырь Пунтсок Чоелинг в месте по имени "Джомонанг", в Цанге (Юг Центрального Тибета). С того времени впредь, духовная традиция, связанная с тем местом стала упомянулась как "Джонанг", и те, кто придерживается методов, сохраненных, и переданных в том месте были известны как последователи линии "Джонанг".



Далее продолжателями традиции стали великие мастера Чангсем Гьялву Еше и Йонтен Гьятсо. Затем в 1321, двадцатидевятилетний ученый с огромной харизмой от области Долпо (эта область сейчас находится в составе Непала) прибыл в Джомонанг. Год спустя, поехав по всему Центральному Тибету, он возвратился в монастырь Джонанг Пунцок Чолинг, и получил полную посвящение в Калачакра Тантру, традиции Дро Лоцавы и его методов стадии завершения. Затем после нескольких лет проведенных в медитативном отшельничестве, этого молодого человека из Долпо - Долпопу Шерраб Гьялтсена (1292-1361) попросили стать приемником своего учителя и настоятеля Монастыря Джонанг Пунцок Чолинг - ламы Йонтена Гьятсо. В последствии Долпопа стал настолько известен, что его слава затмила всех учителей того времени.



С 1330г. по 1333г., во время строительства Крупнейшего в Тибете символа просветления, огромной семиэтажной Ступы Джонанг Кумбум, которую он строил во славу своего учителя, Долпопа начал формулировать и систематизировать опыт, который он пережил в медитации. В 1334г. Долпопа дал наставления своим ученикам переводчику Лоцаве Лодро Палу и Мати Панчену о том как подготовить новый перевод Калачакра-тантры и ее комментарий «Безупречный Свет». Эти переводы школы Джонанг наиболее глубоко объясняют скрытое значение Калачакра-тантры и ее комментария, и послужили первой текстовой основой для передового учения Долпопы.



Систематизируя свое учение в пределах космологической схемы, полученной из комментария «Безупречный Свет», Долпопа сформулировал его опыт «пустоты иного» или шентонг - понимание того, что просветленная сущность является пустой от всего кроме, абсолютной природы действительности. Изучая свой опыт в в контексте истории Буддизма и четырех космических эр, Долпопа подчеркнул в своем другом трактате «Четвертый Совет», что Калачакра и третий "поворот колеса" Шакьямуни, отмечают Идеальную Эру. Книга «Четвертый Совет» описывает соотношения между четырьмя югами (эры или эпохи), а также упадок учения Будды. В Золотом Веке (крайя юга) учение Будды, священный канон был понят правильно, но это понимание было постепенно утеряно, при переходе в через вторую, третью и, наконец, темную югу. Таким образом, много Буддистских авторов более поздних эпох, не имели истинного понимания и написали комментарии, в которых учение, объясняется не правильно.



Это и была цель Долпопы - восстановить правильное понимание, как это было в Золотом Веке. Собрав эти знания в его шедевре, «Гора Дхармы: Океан Окончательного Значения» он объяснил, как его опыт находится в соотвествии с просвещенным намерением Будды и как окончательный смысл отличается от учения Кали-юги (Эры омрачения), содержащемся в трактовке [этого] смысла (Рантонг). Это учение часто упоминается как "доктрина Сердца", и Долпопа описывает свой труд, как "Светоч Сердечной Доктрины." Во время жизни Долпопы эти и другие его открытия были скрытыми инструкциями, которые вращались в кругу его самых близких учеников.



В течение восьмидесяти лет, которые последовали за смертью Долпопы, его опыт широко распространился и стал известен как доктрина "шентонг". Это позволило учению линии Джонанг процветать повсюду на Снежной Земле. Если говорить коротко, Долпопа был великий Буддийский святой, наибольшей заслугой которого, было возрождение окончательного смысла послания Будды, которое, как он чувствовал, находилось в великой опасности быть утерянным. Полностью осознавая риск, связанный с попыткой поменять курс Буддизма, в то время, он постарался достичь своей цели с любовью и состраданием, и одновременно подчеркивал недостатки сектантских предрассудков. Тем ни менее, его традиция сильно пострадала от тех же сил, которые оказывали противодействие и при жизни Долпопы.



В начале пятнадцатого столетия, Чже Цонкапа (1357-1419) и традиция Гелуг начала оказывать доминирующее влияние на светскую власть в Центральном Тибете, при поддержке Монгольских ханов. Вследствие этого доктрина «шентонг» стала подвергаться нападкам из-за противоречия философских доктрин (школа Гелуг придерживалась доктрины Рантонг), также и сама традиция Джонанг стала объектом политической и территориальной борьбы за власть. Хотя критика школы Джонанг продолжала возрастать, наличие мистических лидеров, таких как Кунга Дролчок (1507-1566), который собрал «Сто восемь Сущностных Инструкций Руководства Джонанг», и продолжающияся поддержка правителей Центрального Тибета, обеспечили процветание традиции Джонанг в то время.



Процветание традиции Джонанг продолжилось через преемника Кунги Дролчока - Джетсуна Таранатху (1575-1635), который был шестнадцатым и последним великим настоятелем Монастыря Джонанг Пунтсок Чолинг, и автора самых ясных комментариев о методах стадии завершения Калачакры и тантрической линии шентонг, основателем монастыря Тактеп Пунцок Чолинг. Не много известно о жизни этого знаменитого ученика индийского сиддха Буддагупты, поскольку автобиография написана столь эзотеричным языком, в котором реальные события переплетаются с мифологическими, что пока никто еще не смог точно перевести их.



Тем не менее, Таранатха широко известен как один из самых больших ученых, историков и практиков своего времени. Его Преосвященство Девятый Халха Джецун Дамба Ринпоче, как известно, является воплощением Таранатхи. Две из наиболее значимых трудов Таранатхи - "История Буддизма в Индии " и "Происхождение Тантры Бодхисаттвы Тары", (или "Золотые Четки Тары"). «История Буддизма в Индии», настолько значимая, что даже современные историки, которые совершенно не связанны с буддизмом, черпают исторические данные по развитию культуры и ремесел, а также подробное описание смены династий правителей из этой книги. Говорят, что Таранатха в одном из своих воплощений был ранее Анандой, ближайшем учеником Будды, а в другом - известным сиддхом Кришнаачарьей, и в медитации видел события своих прошлых жизней, что позволило ему столь точно описать, происходившие тогда в Индии события.



С укреплением в Тибете власти школы Гелуг, при поддержке Армии Монгольских Ханов, политическое и территориальное влияние школы Джонангпа начало уменьшаться. В середине семнадцатого столетия Монгольская армия Гушри-хана вторглась в Центральный Тибет и разгромила Тибетских правителей Цанга и возвела на престол Пятого Далай-ламу (1617-1682). В 1650, Пятый Далай-лама запечатал и запретил учение шентонг и запретил печатать тексты Джонанг в Тибете. Тогда, в 1658, Великий Пятый Далай Лама насильственно преобразовал монастырь Джонанг Пунтсок Чолинг в Монастырь линии Гелуг. Это официально ознаменовало упадок школы Джонанг в Центральном Тибете. Главным поводом для притеснения традиции Джонанг, было различие в философских доктринах школы этой, придерживающейся доктрины шентонг (пустоты Иного), выраженной Долпопой и доктриной Рантонг (пустота самоприроды), которой придерживалась школа Гелуг. Доктрина шентонг, близко связана с индийской теорией Татхагатагарбхи. Она оказалась доминирующей в философских взглядах буддистов Китая (школа Чань) и Японии (школа Дзен). Однако даже Лама Цонкапа, одним из учителей которого был лама из традиции Джонанг, был хорошо знаком с доктриной шентонг и никогда открыто не осуждал ее. Вероятнее всего, главную роль в гонениях играли именно политические мотивы.



В то время как сфера политического и военного влияния Гелуг простиралась до границ Центрального Тибета, провинции Амдо и дальневосточный Тибет (Кхам), оказались нетронутыми. Здесь, в отдаленных районах Голок, Нгоа и областях Серта в Амдо, последователи Джонанг нашли себе убежище. Еще с с пятнадцатого столетия, с основания Монастыря Чодже мастером Ринчен Пал (1350-1435) при патронаже императоров китайский династии Минг, традиция Джонанг уже прочно обосновалась в этой обширной сельской местности Амдо. К середине шестнадцатого столетия, Джонанг объединил свои монашеские комплексы вокруг области Дзамтанг в Амдо, усилил свое влияние до степени, что они стали местными императорскими регентами. Эта изолированная область -во время XVII века, стала основным местом, где линяя Джонанг спасалась от преследования Гелуг, строя монастыри и передавая живое учение шентонг и Калачакра-тантру.



В конце девятнадцатого столетия, мастера внешкольного движения Риме Джамгон Конгтрул (1813-1899) и Джамьянг Кхенце Вангпо (1820-1892), начали свою деятельность в Восточном Тибете. Письма этих фигур, включая сущностные наставления от живых духовных традиций Тибета, под названием «Пять Сокровищ Конгтрула», вновь разожгли интерес к традиции Джонанг и литературе о доктрине шентонг. В этот период стало известно о таких великих мастерах, продолжающих традицию прошлого, как Бамда Гелег (1844-1904) и Кэнпо Лодро Дракпа (1920-1975), автор текстов «Рев Бесстрашного Льва» и «История школы Джонанг».



В 1960-е годы, во Время культурной революции, многие из великих мастеров линии были вынуждены покинуть монастыри, и бежать в сельскую местность Амдо, где они блуждали как кочевники или находили убежище в пещерах. Два следующие десятилетия, последователи школы жили бездомными на собственной родине, и собирались вместе только на летние ритриты. После окончания Культурной Революции в 1976, монахи Джонанпы начали возвращаться в свои монастыри, где восстановили и возродили свою уникальную духовную традицию. После того, как китайские власти открыли доступ иностранцам в некоторые районы древнего Тибета (входящие сейчас в провинции Сичуань и Цинхай), в изолированных областях было обнаружено не менее 40 монастырей, принадлежащих к школе Джонангпа, включая главный монастырь по имени Тсангва, расположенный в Графстве Дзамтанг, провинции Сичуань. Эти монастыри, в которых живут приблизительно 5000 монахов, были найдены в Амдо и районах Гьяронг Кингэй и Тибетской Автономной Области.



Поскольку книги Долпопы были запрещены в 17-ом столетии, они стали чрезвычайно редкими. В 1970-е и 1980-е годы несколько из его книг, были вновь открыты и переизданы. (Американская Библиотека Конгресса теперь имеет полный набор Собрания сочинений Долпопы, которые были переизданы в Дели в 1992.)



В после конвертации монастырей Джонанг, в Гелуг учение Калачакры, стало важной частью традиции Гелуг. Так, влияние Таранаты на взгляды Гелуг продолжается вплоть до наших дней. Например, Его Святейшество, действующий XIV Далай-Лама, активно дает посвящение в Калачакра-тантру. Более того, сейчас, когда под руководством Далай-Ламы, идет консолидация всех школ Тибетского Буддизма, производится всяческое содействие укоренению этой традиции за пределами Тибета. Так, Его Святейшество XIV Далай-Лама, подарил главе линии Его Преосвященству Халке Джецуну Дамбе Ринпоче первый и единственный пока за пределами Тибета монастырь Джонанг, на склоне горы в г. Шимла, столице индийского штата Химачал Прадеш. Монастырь был названо в честь Монастыря Джонанг Пунтсок Чолинг, построенного когда-то Таранатхой, и является домом больше чем пятидесяти молодых монахов. С недавнего времени, монастыри школы Джонангпа - существуют не только в Тибете, но и на острове Тайвань и в США.



Традиция Калачакра школы Джонанг не только смешалась с традицией Гелуг, но и передается в свое чистоте по другим линиям, мастерами школ Ньингма, Кагью (например через мастера Тенга Ринпоче школы Шангпа Кагью и Бокар Ринпоче - школы Карма Кагью) и Сакья (Его Преосвященство Чогье Тричен Сакья Тшарпа).