6 Джонанг - Учителя

Учителя

Его Святейшество Богдо-геген Халха Джецун Дамба Ринпоче IX

Его Святейшество Халха Джецун Дамба, Джампел Намдрол Чокьи Гьялцен, родился в 1932 году в столице Тибета Лхасе. В четырехлетнем возрасте он был признан реинкарнацией Халха Джецуна Дамбы (Богдо-гегена, или Богдо-хана, Монголии) регентом Ретингом Ринпоче и многими высокопоставленными духовными иерархами, а также государственными оракулами Тибета.

Поскольку династия Джецуна Дамбы имела колоссальное религиозное и политическое влияние в Монголии, где его статус приравнивался к статусу Далай-ламы в Тибете, его личность скрывалась в течение многих лет из-за угрозы, исходящей от сталинского режима, и коммунистических репрессий в Монголии.

Халха Джецун Дамба считается эманацией великих мастеров всех основных линий тибетского буддизма. В школе Гелуг он признан реинкарнацией ученика Цонкапы Джамьяна Чодже, который основал монастырь Дрепунг; в школе Ньингма его считают воплощением Ронгзонг Лоцавы Чокьи Гьялцена, а в Кагью — Баромба Дхарма Вангчука. В школе Сакья он был известен как Наставник Кунга Дролчок. Затем он воплотился как Таранатха, знаменитый историк и тантрик XVI века, основавший линию Джонанг. Кроме того, считается, что при жизни Будды Шакьямуни Джецун Дамба являлся его ближайшим учеником Анандой.

Труды Таранатхи представляют особый интерес для изучения тантрического периода буддизма в Индии. Когда Таранатха начал учить в Тибете, он основал неподалеку от Шигацзе монастырь Тактен Пхунцог Линг, в котором обучалось 500 монахов и филиалы которого позже открылись во всех регионах Тибета. В этом монастыре Таранатха два или три раза в год даровал посвящение в тантру Калачакры. Позже монастырь был переименован в Ганден Пхунцог Линг. Незадолго до своей смерти Таранатха, который всегда отличался прекрасным чувством юмора, во время публичной проповеди в шутку спросил у учеников, где бы ему переродиться в следующий раз. Один из слушателей, монгол, встал со своего места и взмолился: «О, прошу Вас в следующий раз родиться в Монголии!» Считается, что именно эта просьба и предопределила место его следующего воплощения. Таранатха был 14-м известным воплощением, непосредственным предшественником Первого Халха Джецуна Дамбы, который стал главой многих монастырей Монголии.

Первый Джецун Дамба, Тенпей Гьялцен, Рангджунг Еше Дордже, родился в семье монгольского правителя. Он был признан ламой-перерожденцем и в возрасте 14 лет совершил паломничество в Кумбум — на родину Чже Цонкапы. Оттуда он отправился в Центральный Тибет, чтобы встретиться с Четвертым Панчен-ламой, Панченом Лобсангом Чогьеном, и с Пятым Далай-ламой, Нгавангом Лобсангом Гьяцо. Именно тогда Пятый Далай-лама признал юного тулку реинкарнацией святого Таранатхи, которого в Тибете почитали как основного держателя всех традиций Дхармы, и чьи перерождения были известны е ще со времен Будды Шакьямуни. Затем Пятый Далай-лама и Четвертый Панчен-лама стали наставниками Джецуна Дамбы и даровали ему все посвящения, устные передачи и комментарии.

Титул «Халха (крупнейший район Монголии) Джецун Дамба (Владыка Прибежища)» был также дарован ему в то время Пятым Далай-ламой. Затем он вернулся на родину и, благодаря его трудам, буддизм распространился по всей Монголии и Центральной Азии.

Близкая дружба Джецуна Дамбы с Далай-ламой в этой жизни началась еще в Тибете, где до 1959 года они вместе учились и играли в Норбулинке — летней резиденции Далай-лам. Их нынешние тесные связи являются продолжением многовековой традиции. Пятый Далай-лама признал Первого Халха Джецуна Дамбу реинкарнацией Таранатхи и стал его коренным учителем. Шестой Далай-лама признал Халха Джецуна Дамбу эманацией Чакрасамвары и Ваджрапани, а также бодхисаттвы Намкая Ньингпо. Во времена Седьмого Далай-ламы Четвертый Джецун Дамба переродился в его семье, благодаря чему они также стали кровными родственниками.

Тринадцатый Далай-лама и Восьмой Богдо-хан упрочили свои связи еще и в политической области, обменявшись в 1911 году официальными бумагами, в которых взаимно признавали независимость Тибета и Монголии. Затем, в 1913 году, их доверенные лица подписали договор в Урге (нынешний Улан-Батор), провозглашающий независимость Тибета и Монголии от Китая и «решимость укреплять двусторонние связи».

Согласно сохранившимся свидетельствам, Первый и Восьмой Джецун Дамба являли собой образец святости, будучи духовными лидерами Монголии и соседних регионов Центральной Азии. Первый прожил очень долгую жизнь, что способствовало упрочению его влияния во множестве монастырей этого региона. Восьмой Джецун Дамба был весомой политической фигурой и сыграл большую роль в революционных событиях начала XX века, сотрясших устои России и внутреннего Китая. Все реинкарнации Джецуна Дамбы с Первого до Пятого были полностью посвященными монахами. Шестой, Седьмой и Восьмой позже сняли с себя монашеские обеты и вступили в брак. Восьмой Джецун Дамба направлял и защищал свой народ в кровавые времена большевистской революции в России, которая в конце концов привела к присоединению Монголии к Советскому Союзу. За этим последовало уничтожение монастырей и практическое исчезновение буддизма в Монголии на 60 с лишним лет.

Нынешний, Девятый Халха Джецун Дамба, чью личность было решено держать в тайне по политическим причинам, в возрасте семи лет поступил в колледж Гоман монастыря Дрепунг. Там в течение четырнадцати лет он, будучи монахом, изучал буддийскую философию. Он получал учения и посвящения от Его Святейшества Далай-ламы и основных держателей всех четырех традиций тибетского буддизма, включая Панчена Ринпоче, Линга Ринпоче, Триджанга Ринпоче, Кунделинга Ринпоче, Лхацуна Ринпоче, Дилго Кхьенце Ринпоче, Калу Ринпоче и Сакья Тризина. Он является держателем редких линий передачи тантры Калачакры и тантры Тары, а также учений Майтрейи — Будды будущего, которые исходят непосредственно от Таранатхи. Также он является хранителем тайной традиции практики Чод линии Ганден. В 21-летнем возрасте Халха Джецун Дамба оставил монастырь Дрепунг, чтобы провести серию затворничеств по практике Чод. В это время он жил как нищий йогин, совершая паломничества по святым местам Тибета.

Когда ему исполнилось 25 лет, он снял с себя монашеские обеты и поселился в Ганден Пхунцок Линге, который был основан Таранатхой. Там он прожил четыре года, до 1959 года, когда вторжение китайских войск в Тибет вынудило его вслед за Его Святейшеством Далай-ламой покинуть свою родину. В Индии он в течение многих лет жил как простой мирянин, испытывая на себе все тяготы нищенского быта тибетских беженцев. Наконец, в 1991 году в Дхарамсале Его Святейшество Далай-лама официально возвел его на трон Джецуна Дамбы — главы буддистов Монголии. В честь этого долгожданного события был устроен большой праздник. Сейчас Халха Джецун Дамба живет в Дхарамсале в Тактен Хаусе — в центре, основанном им в 1997 году для изучения и практики буддизма, главным образом, практики Чод.

 



Е.С. Джецун Дамба Ринпоче

Биография Учителя предоставлена монахами монастыря Джонанг Тактен Пунцок Чойлинг

Реинкарнация Джонанг Джецуна Таранатхи, Его Святейшество Халха Джецун Дамба Чампал Намдол Чокьи Гьялцен Пал Сангпо родился сыном Лобсанга Джампала (который принадлежал клану Рало) и Янгчен Лхамо в 1932 году (в год Воды-Обезьяны шестнадцатого цикла Рабджунг) в месте под названием Тромсик Ганг, к северу от Храма Лхасы. Его рождение было отмечено многими удивительными благоприятными знаками. Когда он был еще в материнской утробе, Трехор Джампа Чодрак Ринпоче, держатель трона Гандэн, пророчил ему экстраординарное рождение и даровал ему имя Сонам Даргьял. Позже, Кьябдже Пхабонг Кхаба Дечен Ньингпо (1878-1941) дал ему дополнительное имя Тензин, таким образом, его имя стало Сонам Тензин Даргьял. Потом Кхараг Йонгзин Ринпоче признал его реинкарнацией Чамьянга Чодже. Оракул Нечунга (государственный оракул Тибета) также признал его реинкарнацией Джамьянга Чодже, сказав: «Он – мой Джамьянг Намкхай Норбу».



Когда Сонам Даргьял был в четырехлетнем возрасте, Регент Радренг Ринпоче Тхуптен Джампал Еши Пал Сангпо, в соответствии с результатами гаданий, признал Сонама Даргьяла истинной и безошибочной реинкарнацией восьмого Халхи Джецуна Дхамбы. Однако, так как это совпало с неблагоприятной ситуацией в Тибете, ситуацией, в которой и тибетцы и их культура находились в критическом состоянии, правительство Тибета и Монголии не могли провести традиционную церемонию возведения на престол. Его Преосвященство Сонам Тензин Даргьял был двадцать восьмым в линии передачи Бодхисаттвы Тоба Тхаме, двадцать первым в линии передачи Пандита Барва, четырнадцатым от Джамьянга Чодже, девятым от Рангджунг Еше Дордже и десятым от первого Халхи Джецуна Дхамбы, Джонанг Джецуна Таранатхи. В возрасте восьми лет Сонам Тензин принял монашеские обеты в присутствии Регента Радренг Тхуптен Джампал Еши Пал Сангпо и получил имя Джампал Намдрол Чокьи Гьялтсен Пал Сангпо.



Затем он поступил в монастырь Дрепунг как обычный монах. Под покровительством Геше Нгаванг Чоден; Тхуптен Ньима, настоятеля монастыря Бхори Ти Дулва; и Геше Таши Гьятсо Халхи, он восторженно и успешно изучал тексты Сутры, такие как Парамита (Совершенство) и Мадхьямика (Срединный путь). Когда он достиг двадцатилетнего возраста, он получил посвящения, устные передачи и комментарии по текстам обеих традиций (общей и редкой) от Кунлинг Татсак Ринпоче. Следуя за этим, он пошел в Чуммиг Гьятса, где практиковал все полученные наставления. В 1952 году, в возрасте 21 года, он поступил в великий монастырь Тактен и принял на себя светское и духовное руководство школой Джонанг. В это же время он изменил правила дисциплины в монастыре и запретил употребление мяса. Он реконструировал весь монастырь, включая внешние и внутренние усыпальницы и шестнадцать новых храмов вокруг монастыря. Была возрождена старая благородная традиция - совершать религиозные подношения в благоприятные дни, и выдающимся ученикам стали выдавать сертификаты.



Он давал людям множество учений на разные темы, включая «Стадии на Пути к Просветлению» (Лам-рим) и «Тренировка Ума» (Ло-джонг). Наряду с этим, он в основном занимался медитацией и уходил в ретрит. В 1959 году, в возрасте 28 лет, по политическим причинам он тайно отправился в Индию, чтобы обрести убежище. До прибытия в Индию он провел один год в месте под названием Валунг, на границе Индии и Непала. В течение этого времени он изучал традиционные тибетские науки: грамматику, поэзию и грамматический текст под названием Янгчен Драдо со своим учителем Се Падма Чойлинг. В 1960 году, когда ему было 29 лет, он прибыл в Индию и останавливался в местах неподалеку от Даржелинга и на юге Индии. В 1981 году он обосновался в Тибетской колонии Пхенделинг в местечке Мэйнпат в Индии.



В 1986 году, в возрасте 43 лет, он посетил Тибет. Согласно политике Тибетского Автономного Региона, он взял на себя заботу о монастыре Тактен Чойде и вновь собрал всех монахов этого монастыря, с позволения правительства Китая. Он восстановил традицию проведения утренних и вечерних молебнов. В 1990 году, Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама во время посещения Тибетской колонии в Мэйнпате, встречался с Его Преосвященством Джецуном Дамбой Ринпоче, которому было тогда 59 лет, и объявил ему о проведении великой официальной церемонии возведения на престол. В 1991 году, в год Железа-Овцы, министр Департамента Религии и Культуры Тибетского Правительства в изгнании, Келсанг Еше посетил Монголию и встретился с ее президентом, чиновниками и многими другими людьми. Они решительно говорили ему о том, что ситуация со свободой религии улучшается и они бы хотели пригласить реинкарнацию Джецуна Дамбы в Монголию в ближайшем будущем. Они также спрашивали его, признана ли настоящая реинкарнация Халхи Джецуна Дамбы тибетской общественностью в изгнании и особенно Его Святейшеством Далай-ламой.



Принимая это во внимание, Департамент Религии и Культуры правительства Тибета в изгнании, после проведения полного исследования того, как реинкарнация Халхи Дамбы была найдена и признана, направил отчет Его Святейшеству Далай-ламе. Его Святейшество ответил, что «Реинкарнация Джецуна Дамбы, Джампал Намдол Чокьи Гьялцен - подлинная. Кроме того, он необыкновенно добр к Дхарме и живым существам, он уже прошел определенный уровень изучения Сутры и Тантры. Поэтому, я признаю его девятой реинкарнацией Джецуна Дамбы. Я молюсь за его долгую жизнь и верю, что он будет порождать сострадание и стараться содействовать счастью и процветанию на великой земле Монголии». Подписано 20 сентября 1991 года. Департамент Культуры и Религии правительства Тибета в изгнании предоставил отчет об исследовании перерождения а также рекомендательное письмо Его Святейшества Далай-ламы Джецуну Дамбе. В тоже самое время, его признание было опубликовано. В возрасте 61 года, в 1992 году (год Воды-Обезьяны) Джецун Дамба со своим окружением был приглашен в Дхарамсалу, где 13 января того же года была организована великая церемония его возведения на престол в храме Его Святейшества Далай-ламы. На церемонии присутствовали ламы и тулку всех школ тибетского буддизма, министр и секретарь департамента Религии и Культуры правительства Тибета в изгнании, другие лица, а также большое число мирян и посвященных людей.



С того момента Ринпоче постоянно проживал в Дхарамсале и получал учения о глубокой Дхарме от Его Святейшества методом наполнения вазы до краев. Затем, во исполнение указаний Его Святейшества, после начитывания мантры Калачакры необходимое количество раз, он выполнял различные тантрические практики и однонаправленную медитацию двух стадий Йоги. В 1994 году, в возрасте 63 лет, в соответствии с указаниями Е.С. Далай Ламы, он поехал в Домей в Тибет, чтобы получить редкие посвящения, включая некоторые из традиции Джонанг. Однако когда он прибыл в Тибет, он бы задержан китайским правительством в Хринту более чем на месяц, и к нему строго никого не допускали. После этого он был депортирован в Лхасу, из-за чего он не мог реализовать свое желание встретиться с мастерами школы Джонанг. Во время его нахождения в Лхасе, как было предсказано Его Святейшеством Тринадцатым Далай Ламой, он золотой краской нарисовал лицо двух изображений Будды Шакьямуни в Лхасе и другие изображения, исключительно во имя долгой жизни Его Святейшества Четырнадцатого Далай-ламы и во имя Дхармы и людей Тибета. Он также предоставлял чай и еду людям, собравшимся в храме. Он сделал подношения тысяч торма и выполнял умиротворение божества Палден Лхамо и Мамо Трукханг в течение семи дней. После этого, получив разрешение китайского правительства, он поехал в центральный Тибет по приглашению Тхуптена Дордже и председательствовал на церемонии начитывания ста миллионов мантр.



Потом он посетил Ринчен Пунджней, который находится недалеко от Лхасы и там он организовал трехдневную церемонию ста тысяч подношений Гуру Падмасамбхаве. Ринпоче участвовал во множестве религиозных мероприятий в Тибете. Однако, из-за подозрений, правительство Китая допрашивало его несколько раз, на что он ответил: «Я проводил все эти религиозные мероприятия для всеобщего мира». В 1995 году, в возрасте 64 лет, для сохранения Буддийской религии в общем и медитации практических наставлений Дакини в частности, после поисков подходящего места, он основал Тактен Лабранг в Дхарамсале. Его здание состоит из четырех этажей. На верхнем этаже находится зал для молитв, приютивший среди других золотое изображение Мачик Лабдрон (1031-1129) и Дже Цонкапы (1357-1419). Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, говоря о том, что было бы хорошо основать монастырь для сохранения традиции Джонанг, предложил Джецуну Дамбе монастырь Сангдже Чойлинг в г.Шимла, включая монастырские владения. В то же время, Его Святейшество назначил его главой школы Джонанг. Следуя за этим, Ринпоче собрал более сорока монахов традиции Джонанг для обучения в монастыре, который он назвал Джонанг Магон Тактен Пунцок Чойлинг.



В 1999 году, в возрасте 68 лет, он путешествовал по Монголии для пользы местных существ. Приверженцы возвели его на трон предыдущих реинкарнаций Джецуна Дамбы. После признания Джецуна Дамбы Его Святейшеством Далай-ламой в 1991 году, согласно резолюции, принятой на встрече под председательством настоятеля Ганден в присутствии настоятелей и лам разных школ Буддизма, Джецуну Дамбе даровали титул «Защитник живых существ Севера и лидер всех школ Буддизма». 4 августа 1999 года, на великой церемонии в монастыре Ертини Джово, в первом монастыре Монголии, который был благословлен предыдущими реинкарнациями Джецуна Дамбы, он был возведен на престол, как его девятая реинкарнация. Ему предоставили письмо об официальном признании с оттисками печатей семнадцати разных монастырей, титул «Кьябгон Джецун Дамба, лидер Дхармы Севера» и сделали обширные подношения. Он не только посеял семена тренировки ума в десятках тысяч последователей, но также основал фонд, нацеленный на сохранение и распространение Буддийской религии и культуры и экономики в Монголии. Таким образом, он провел великую деятельность.



Он посещал много разных стран, включая США, Россию (в т.ч. Калмыкию и Бурятию), Канаду, Сингапур, Тайвань, Швейцарию, где он давал учения в соответствии с нуждами и ментальными способностями людей. Когда он достиг возраста 71 года, 12-го июня 2002 (второе число месяца года Воды-Лошади седьмого цикла Рабджунг) Джецун Дамба пригласил Его Святейшество Далай-ламу в монастырь Джонанг Магон Тактен Пунцок Чойлинг, где устроили великую церемонию приветствия. Его Святейшество даровал учения восьми лам основателей традиции Джонанг, посвящение Калачакры (Dus-‘khor-lhan-skyes), а также посвящение rDor-shugs. В благодарность Его Святейшеству за дарованные учения члены общины Джонанг сделали подношение молитв о долгой жизни, основанные на тайной практике Хаягрива. Некоторые ученики монастыря проводили перед ним дебаты по Мадхьямике, Парамите, декламировали Достоверное Познание в достойной манере в форме облаков подношений. Очень этим довольный, Его Святейшество сильно хвалил их.



Для тех многих русских и иностранцев, которые приезжают в монастырь «попробовать» Буддизм, Джецун Дамба передает учения и посвящения многих Сутр и Тантр, а также передачи в традиции линии Великой Йогини (Ваджрайогини) и Чакрасамвары, дает устные передачи линий Ганден и Дакини.