54 Джонанг - Учителя

Учителя

История жизни Долпопы

Долпопа был одним из самых влиятельных буддийских мастеров Тибета. Став сначала важным ученым традиции Сакья, он перебрался затем в монастырь Джонанг, где стал четвертым главой этого монастырского комплекса и затем построил там монументальную ступу. Идеи Долпопы, особенно его известная формулировка взгляда Жентонг и интерпретации доктрины Махаяны и Ваджраяны, вызвали дискуссии, продолжавшиеся почти 700 лет.



Долпопа родился в области Долпо (сейчас это территория Непала). В 1304 году он принял монашеское посвящение и изучал затем в течение нескольких лет тантры традиции Ньингма. В 1309 году посетил Мустанг, чтобы изучать трактаты по парамитам, эпистемологии и Абхидхарме под руководством Кьитон Джамьянг Дракпа Гьялцена. В скором времени Кьитон отбыл из Мустанга, чтобы учить в великом монастыре Сакья тибетской области Цанг, и Долпопа в 1312 году последовал за ним.



Долпопа получил много поучений от Кьитона в Сакья, наиболее важные из которых – Калачакра-тантра, «Трилогия бодхисаттв» (Sems ’grel skor gsum), десять сутр о Будда-природе (Snying po’i mdo), пять сутр окончательного смысла и «Пять трактатов Майтрейи». Он стал знатоком традиции Калачакры, полученной от Кьитона, и в течение нескольких лет ассистировал ему во время поучений. Он получил также поучения и посвящений от других мастеров в Сакья – таких, как держатель трона Сакья из рода Кхён, Дакньи Ченпо Зангпо Пал (1262-1323). От Кюнпанг Дракпа Гьялцена (1263?–1347?) он еще раз получил комментарий «Вималапрабха» к Калачакра-тантре. От Сенге Пала из рода Шарпа традиции Сакья получил поучения по эпистемологии, а от брата этого мастера, Кюнга Сёнама (1285-1346) – поучения о Пути и Плоде и текстовую передачу многих тантр цикла Хеваджры.



В 1314 году Долпопа посетил много великих монастырей Цанга и Центрального Тибета, и его стали называть «всеведущим» вследствие его мастерства в знании и толковании текстов – таких, как стотысячестрочная сутра о совершенстве мудрости. Он принял полное монашеское посвящение от настоятеля монастыря Чолунг, Сёнама Дракпы (1273-1352), и дал обет до конца жизни не есть мяса, поскольку ради него убивают животных. Во время этого путешествия он получил много поучений традиций Кагью и Ньингма, а также наставления по Отсечению (gcod) и Успокоению Страданий (zhi byed).



В 1321 году, в возрасте двадцати девяти лет, Долпопа стал главой монастыря Сакья. В том же году он впервые посетил монастырь Джонанг, где на него произвело глубокое впечатление то, какое значение придается традиции практики интенсивной медитации. Затем он совершил путешествие в Центральный Тибет, где много беседовал с третьим Кармапой, Рангджунгом Дордже (1284-1339) в великом монастыре традиции Карма Кагью – Цурпху. Кармапа предсказал, что Долпопа скоро станет еще большим знатоком взгляда и практики.



В 1322 году Долпопа перебрался из Сакья в монастырь Джонанг, где получил от мастера Йонтена Гьяцо (1260-1327) полную передачу Калачакра-тантры, «Трилогию бодхисаттв» и практики стадии завершения Калачакры – шестичастную ваджрную йогу. Затем он уединился для медитации в ските Джонанг – Кхачё Деден (mkha' spyod bde ldan). После этого отшельничества Йонтен Гьяцо убедил Долпопу учить на собраниях в Джонанге и преподал ему также много систем эзотерического знания – таких, как Путь и Плод, Пять Стадий Гухьясамаджи и Чакрасамвары, Успокоение Страданий, Отсечение. Затем Тишри Кюнга Гьялцен (1310-1358) из рода Кхён пригласил Долпопу посетить Сакья, принял от него посвящение Калачакры.



По возвращении в Джонанг Долпопа ушел в строгое затворничество в Кхачё Дедене и медитировал в течение года на шестичастную йогу. Он достиг результата в первых четырех из шести. Долпопа созерцал неизмеримое множество форм Будд и Чистых Стран, когда практиковал стадии «ухода» и «медитации», и обрел исключительный опыт и постижение от пламени блаженного тепла, когда практиковал «контроль дыхания» и «удержание». В уме Долпопы тогда впервые родилось постижение взгляда Жентонг (gzhan stong), но он не учил ему других в течение как минимум пяти следующих лет.



В 1325 году мастер Йонтен Гьяцо настоял на том, чтобы Долпопа стал его Дхарма-преемником и взял на себя управление монастырским комплексом Джонанг. Это шло вразрез с собственным желанием Долпопы – заниматься медитацией в закрытом отшельничестве, но он все же согласился и в 1326 году взошел на трон Джонанг. В следующем году скончался Йонтен Гьяцо, и Долпопа решил построить монументальную ступу, чтобы воздать мастеру за его доброту. В 1330 году собралось много искусных архитекторов и строителей из разных областей Тибета, отовсюду привезли строительные материалы и все необходимое, и над строительством трудились сотни рабочих, повторяя при этом мантру Авалокитешвары и обращаясь с молитвами к мастерам линии преемственности. Долпопа сам иногда носил землю и камни, а иногда возводил стены.



В ходе интенсивного физического труда Долпопа давал много поучений о высшей значимости доктрины Будды. Когда в ступу помещали длинные центральные шесты, он прочитал перед огромным собранием лекцию по «Трилогии бодхисаттв», впервые объяснив разницу между относительным – пустотой в смысле отсутствия собственной природы (rangtong, rang stong) - и абсолютным – пустотой в смысле отсутствия других, относительных явлений (zhentong, gzhan stong). Он описал связь между своим постижением взгляда Жентонг, поучениями Калачакра-тантры и ступой Джонанг в нескольких поэмах.