52 Джонанг - Учителя

Учителя

Джецун Таранатха (1575-1634)



Таранатха родился в 1575 году в округе Дронг провинции Цанг (тиб. gtsang) в Западном Тибете. Согласно рассказам о его жизни, подтверждаемым автобиографией, Кхенчен Лунгриг Гьямцо признал его в раннем возрасте перерождением Кюнга Дролчога, видного учителя традиции Джонанг. Его препроводили в местный монастырь для получения образования. Со временем он обосновался в Джомонанге – монастырском центре Джонанг в Цанге.



Сохраняя свою связь с Джомонангом и прочими монашескими организациями и центрами отшельничества, сам он вовсе не был затворником. Большую часть своей жизни Таранатха провел в путешествиях по Центральному Тибету (его псевдоним – «Гьялкампа», по-тибетски «странник») - обучался у многих видных лам, сам много учил, восстанавливал храмы и монастыри и создал удивительное количество текстов по различным аспектам буддийской доктрины, практики и истории.



Деятельность Таранатхи во время путешествий была интенсивной и сконцентрированной - он посвящал каждое мгновение своей жизни распространению и развитию буддизма. Таранатха учился у великого индийского ученого Буддагуптанатхи и нескольких тибетских учителей, среди которых - Дже Драктопа, Еще Вангпо, Кюнга Тращи и Джампа Лхюндруп. Его жажда знаний была неиссякаемой, и его интересовали любые подробности буддийской истории, языка, биографий, литургической практики и методов, которые он мог получить от своих учителей. Красноречие и тщательность, характеризующие ученость Таранатхи, проявились в прочности и качественности архитектуры, поскольку многие из зданий, спроектированных и построенных под его руководством, стоят до сих пор - например, монастырь Тактен Дамчё Линг и ступа в Джомонанге.



Занимаясь всеми этими проектами, он находил также время для частых поучений в центрах отшельничества, монашеских школах, на публичных собраниях и при личных встречах с людьми. В конце жизни Таранатха совершил путешествие в Монголию, где и скончался в 1634 году (2).



Содержание и основные особенности эрудированности Таранатхи определяют его как мастера всех школ тантрического буддизма, верившего в религиозную терпимость и непредубежденный подход к буддийскому учению. Широта знания и критический синтез, продемонстрированные им в семнадцати объемистых томах с трудами по истории буддизма, биографиями, собственными сочинениями и комментариями по буддийской практике характеризуют его как исключительно талантливого и независимого мыслителя. Его труды по истории есть в библиотеках всех школ тибетского буддизма, а комментарии к тантрическим практикам, особенно к Калачакра-тантре, внимательно читают и используют представители различных традиций.



Наиболее известным его трудом по истории является «История буддизма в Индии» - текст, отличающийся умелым добавлением к исторической информации коротких рассказов о жизнях индийских мастеров и остающийся ценным справочником для историков индийского буддизма. Другие его работы по истории включают собственную автобиографию, историю системы Калачакры, историю Ямантака-тантры и историю Тара-тантры. Он внес также значительный вклад в укрепление линии передачи Джонанг, составив комментарии по многим практикам этой традиции и жизнеописания ее мастеров.



Как бы то ни было, основная часть его сочинений являлась подходящей для всех буддийских традиций Тибета. Возможно потому, что миру в Центральном Тибете XVII века угрожали политический хаос и религиозное сектантство (более подробно об этом ниже), Таранатха уделил главное внимание материалу, который был бы ценен для всех буддистов и играл бы для них объединяющую роль. И действительно, его работа впоследствии будет вдохновлять видных ученых во всех школах буддизма, включая мастера несектантского движения Джамгён Конгтрула (1813-1899) и Его Святейшество XIV Далай-ламу (род. в 1935 году).



Жизненный пример Таранатхи настолько вдохновлял Джамгён Конгтрула, что он посвящал три дня в году в своем центре отшельничества празднованию памяти Таранатхи - честь, которой он не удостоил никого другого из хранителей линий преемственности. Вот что говорит он сам: «В этот век противоречий Таранатха был великим Буддой - Держателем Ваджра, чье бескорыстие, непривязанность к почестям и богатству и уровень духовного совершенства ничем не отличались от достоинств великих мастеров Страны Благородных (Индии)».



Линия преемственности Джонанг

Будучи признан перерождением Кюнги Дролчога, Таранатха унаследовал передачу Джонанг - линию преемственности, включавшую в себя несколько традиций. Основатель Джонанг, Юмо Микьё Дордже (XII век), специализировался в Калачакра-тантре и поучениях, восходящих к индийскому пандите Налендрапе.



В XIII веке Джонанг вобрала в себя передачу Шангба - собрание практик и поучений, восходящих к великой Нигуме (XI век) и ее ученику Кхьюнгпо Налджору (978-1079). Кроме того, в XIII веке Кюнпанг Тугдже Цондрю (1243-1313) основал монашескую резиденцию линии Джонанг в местности Джомонанг в Западном Тибете. Его ученик Долпо Щераб Гьялцен (1292-1361), известный также как Долпо Сангье, написал философские трактаты о взгляде <<пустота другого>>, что способствовало формированию Джонанг в качестве отдельной школы буддизма.



В то время, когда Таранатха жил в Джомонанге, в XVI и начале XVII века, Джонанг процветала как самостоятельная линия преемственности, располагаясь между сильным монастырем Сакья к западу и политически влиятельными монастырями Гелугпы в Лхасе, к востоку. Близость Джомонанга к этим большим монастырям способствовала религиозному обмену между линиями и учителями. Однако XVII век был временем междоусобиц в Центральном Тибете, и Джомонанг, как и другие религиозные учреждения этого региона, оказался жертвой политических махинаций, которые привели в 1630-х годах к гражданской войне. Вероятно, это и подтолкнуло Таранатху к развитию идей несектантства и неполитического буддизма и вдохновило на восстановление и расширение монастырей Джонанг и восполнение их библиотек.



К сожалению, многие плоды этой деятельности были уничтожены вскоре после его кончины: в 1642 году Гушри-хан убил короля Цанга (Карма Тенкьонга, преемника Карма Цетена Дордже), и Джомонанг, оставшись без покровителя, был захвачен V Далай-ламой. Ксилографии текстов Таранатхи были заперты в печатном доме Пюнцок Линг в Джомонанге и опечатаны, распространение его трудов - запрещено.



Несмотря на все эти события, Джонанг смогла выжить и впоследствии даже развиться, уйдя на некоторое время в подполье и избегая каких-либо связей с монашескими институтами. Многие ее практики вошли в традиции Гелуг, Сакья и Кагью, а целостность передачи сохранили преданные люди, считавшие для себя практики Джонанг основными.



Учреждением, сумевшим сохранить свою принадлежность к линии Джонанг, является монастырь Шер Дзамтханг в местности Голок, построенный учеником Долпо Сангье по имени Кажипа Ринченпал. Он стал и остается главной резиденцией этой традиции. В XIX веке мастер из Жалу по имени Лосел Денкьонг смог растиражировать тексты из Пюнцок Линга, и все труды Таранатхи стали широко доступны.