5 Джонанг - Учителя

Учителя

Долпопа Шераб Гьялцен (1292-1361)

Величайший ученый и практик Тибета Долпопа Шераб Гьялцен (Дхармасвамин Кюнкьен Ченпо) родился в 1292 году, в районе Долпо (область современного Непала) в роду клана, который практиковал тантрическую традицию Ньингма, в особенности циклы, связанные с божеством Ваджракилаей. Когда ему было всего пять лет, он получил инициацию на практику Красного Манджушри, и благодаря его благословению достиг совершенных способностей различающей мудрости.

В двенадцать лет, после того, как он получил начальное монашеское рукоположение (upasaka, dge bsnyan), у него появилось сильное желание изучать сутры, традицию Совершенной мудрости (prajmparamita, shes rab kyi pha rol tu phyin pa), a также трактаты по логике (pramana, tshad ma). Однако в тех местах, где он жил, не было квалифицированных учителей, хорошо разбирающихся в этих науках. Почти все мастера и ученые этого направления принадлежали к школе Сакья, которая в то время была наиболее развита, главным образом в силу того, что занимала доминирующее положение (т.е. была правящей в политическом отношении) во всем Тибете. Одним из таких учителей, которого Долпопа к тому времени уже встретил и получил от него тантрическое посвящение в «Тройное ожерелье» (''phreng ba skor gsum) индийского мастера Абхаякарагупты, был учитель школы Сакья - Гьиден Джамьянг Дракпа Гьялцен. Он впоследствии стал одним из главных учителей Долпопы.

 


В семнадцать лет, так и не получив разрешение от родителей отправиться в Мустанг вслед за своим учителем Гьиденом, Долпопа тайно уходит из дома, и, после нелегкого путешествия, все-таки находит своего первого наставника. Целый месяц он интен сивно осваивает особый язык, на котором были написаны все сутры, и терминологию Дхармы. Потом за очень короткое время он изучил учебники по праджняпарамите, праманам и абхидхарме. Позже, снова вслед за своим учителем, Долпопа отправляется в главный монастырь Сакья в Цанге, и там еще более интенсивно продолжает свое обучение. К уже изученным текстам он добавил еще несколько, в том числе «Бодхичарьяватара», некоторые тантры, такие как «Ваджравали» и «Буддхака-пали», причем все эти трактаты он изучал одновременно.

Вообще, за время своего интенсивного обучения в Сакья под руководством Гьиден Джамьянг Дракпа Гьялцена, Долпопа получил бесчисленные наставления по таким основополагающим текстам как «Калачакра-тантра», «Трилогия комментариев бодхисаттвы» (sems ''grel skor gsum), 10 так называемых «Сущностных сутр (snying po''i mdo)», 10 «Сутр с окончательным смыслом» (nges don mdo) и Пять Трактатов Маитреи-Асанги (byams chos)1. Именно этим текстам Долпопа отводил особое место в собственной философской системе и считал их основополагающими для всего буддизма.

1) К «Трилогии» относятся тексты «Vimalaprabha» - комментарий на «Калачакра-тантру» Калкина Пундарика; «Hevajrapindartha-tlka» -комментарий на «Хеваджра-тантру» бодхисаттвы Ваджрагарбхи и «Laksabhidhanad-uddhrta-laghutantra-pindarthavivarana» - комментарий к «Чакрасамвара-тантре» бодхисаттвы Ваджрапани. 10 «Сущностных сутр (snying po''i mdo)» - это: 1) De bshin gshegs pa''i snying po''i mdo (Tathagatagarbha-sntra), 2) rNam par mi rtog pa la ''jug pa''i gzungs, 3) Lha mo dpal phreng seng ge sgra''i mdo (Srimaladevlsimhanada-sutrra), 4) rNga bo che chen po''i mdo (Mahabheriharaka-sntra), 5) Sor mo''i phreng


В то же время Долпопа получил множество учений и тантрических посвящений от таких великих мастеров, как держатель линии Сакья Дакньи Ченпо Зангпо Пал (1262-1323), а также от дяди Гьидена - Шакья Бума. От Кюнпан Дракпа Гьялцена (1263-1347) он получил дополнительные наставления по праджняпарамите, праманам и абхидхарме, и, самое главное, к комментариям Калачакра-тантры - Вималапрабхе. От Кюнга Сёнама (1285-1346) он получил наставления относительно цикла учений «Путь-плод» (Lam ''bras), главного учения традиции Сакья, а также множество тантр из цикла Хеваджра-тантры. В течение трех месяцев вместе с мастером Ринчен Еше в монастыре Данак он изучал Пять Трактатов Майтреи.

В 1314, когда Долполе исполнилось 22 года, с целью углубления своих знаний он отправился в путешествие по учебным монастырям и центрам районов Цанга и У. Он встречался со многими выдающимися учителями того времени, которые одаривали своей мудростью талантливого ученика. Именно с тех пор его и стали называть «Всеведущим» (kun mkhyen). В монастыре Чолунг он получил полное монашеское рукоположение (bhiksu, dge slong) от настоятеля Сёнама Дракпы (1273-1351). В течение семи лет интенсивного обучения у разных мастеров Долпопа получил наставления более чем от тридцати учителей. Среди этих наставлений были инструкции по практикам различных традиций Кагью и Ньингма, такие, например, как «Отсечение» (gcod) и «Умиротворение Страдания» (zhi byed). Во время своего обучения он также совершил паломничества к святым статуям Джово в Джоканге и Майтреи в Трофу. После этого он вернулся в монастырь Сакья, где ушел в затворничество, посвященное Хеваджре, в результате которого удостоился видения самого Хеваджры и Восьми божеств.

В 1321 году Долпопа впервые посетил монастырь Джонанг2 , один из самых известных, богатых и влиятельных монастырей того времени. Он произвел на него очень сильное впечатление, в первую очередь уровнем практикующих в нем монахов и монахинь, к которым он проникся глубоким доверием. Примерно между 1320 и 1324 годом он встретился с Третьим Кармапой Ранджунгом Дордже (1284-1327), с которым, как утверждают некоторые буддийские ученые, они обсуждали буддийскую доктрину, и который предсказал Долпопе его великую реформаторскую деятельность в области буддийской философии. В 1322, все еще пребывая под впечатлением от монастыря Джонанг, он снова отправился туда, чтобы встретиться с Йонтеном Гьямцо (1260-1327) и попросить его дать полную передачу Калачакра-тантры, а также многих линий «Шестичленной йоги» (sadangayoga)3. Перед самым прибытием Долпопы в монастырь Джонанг его настоятель Йонтен Гьямцо увидел во сне как царь Шамбалы Калкин Пундарика поднимает победное знамя буддизма над его монастырем. После столь благоприятного знамения он, разумеется, дал Долполе все необходимые посвящения, а также глубокие инструкции (zab khrid) по практикам, и даже предоставил специальное помещение для медитации.

2) Основателем монастыря Джонанг был Кунпанг Тукдже Цондрю (1243-1313), а его духовными сыновьями и последователями были Гьялва Еше (1257-1320), Йонтен Гьямцо (1260-1327) и, наконец, сам Долпопа. Школа джонанг принадлежит к старой традиции, основатель - махасидха Юмо (Yo mo).
3) Шаданга-йога (sbyor drug) - йога стадии Завершения. Состоит из 6 этапов: пратьяхара (вбирание), дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмрити, самадхи.

 Несколько позже Долпопа получил дополнительные наставления по таким эзотерическим системам знаний как «Путь-плод», «Гухьясамаджа», «Чакрасамвара-тантра», «Умиротворение страдания», «Отсечение» и многим другим. Затем, после недолгого пребывания в монастыре Сакья, Долпопа снова вернулся в Джонанг и приступил к годичной практике Шестичленной йоги в Кхаче Деден. В его биографии переживания этого отшельничества описываются следующим образом: «На основе внутреннего погружения (pratyahara) и умственного сосредоточения (dhyana) он узрел бесчисленных Будд и чистые земли. На основе контроля за дыханием (prana-yama) и удерживания (dharana), в результате пылающего блаженства внутреннего тепла возникло великое переживание и постижение». Так он стал величайшим мастером Шаданга-йоги. Благодаря Долпопе и его ученикам эта линия передачи получила широкое распространение в Тибете, а духовный опыт, получаемый в ходе практики, был должным образом соединен с философским воззрением.

Однажды, вдохновившись величественным видом ступы в Трофу, Долпопа пообещал в будущем построить такую же. После смерти Йонтена Гьямцо он решил возвести свою ступу в районе верхнего Зангден, однако на следующий год место строительства было перенесено в район нижнего Зангден. Задуманные размеры этой ступы были настолько громадными для тех времен, что многие и не верили, что она вообще будет когда-либо построена. Для возведения этой ступы стягивались рабочие и мастера со всех концов Тибета. Материалы для строительства и пропитание также свозились из разных мест. Это была поистине стройка века. Такое грандиозное сооружение задумывалось как прообраз «Великой ступы лунных дворцов (созвездий)» (dpal idan rgyu skar gyi mchod rtan), в которой Будда впервые явил Калачакра-тантру.

На время этого строительства Долпопа привлек и сплотил вокруг себя группу ученых и переводчиков, среди которых были Кюнпанг Чодраг Палзанг, Мати Панчен Джамьянг Лодре (1294-1376), Лоцава Лодре Пал (1299-1353) и великий настоятель Чоле Намгьял (1306-1386). Все они, вместе с самим Долполой, также участвовали в строительстве ступы. Параллельно с возведением этого грандиозного сооружения велось активное обсуждение сути Учения Будды. Именно тогда Долпопа впервые начал развивать свои идеи относительного как пустого собой (rang stong), и абсолютного как пустого иным (другим) (gzhan stong), которые легли в основу доктрины жентонг. Для самого же Долпопы поэтапное возведение материальной формы этого великого монумента являлось символическим отражением внутреннего процесса формирования теоретического обоснования его главной философской идеи. Поначалу не всё в его теориях было понятно даже для его близких последователей, прежде всего из-за необычной терминологии (chos skad). Но, как писал Таранатха, все, кто имел возможность встретиться с самим Долпопой и обсудить неясные моменты его учения, проникались великим доверием.

В 1334 году, находясь в отшельничестве Девачен, Долпопа попросил своих учеников Лоцаву Лодре Пала и Мати Панчен Джамьянга Лодре Гьялцена подготовить исправленный перевод «Калачакра-тантры» и комментариев «Вималапрабхи». Разумеется, вся эта работа была проделана на основе исследований многих тибетских и индийских манускриптов, глубоких эзотерических инструкций и комментариев к Калачакра-тантре, а также медитативных погружений в смысл изложенного самих переводчиков, которые были выдающимися практиками. Этот новый перевод Джонанг Саргьюр, несомненно, стал важной частью становления и обоснования доктрины жентонг, основой её теоретической и практической интерпретации. К этому времени уже созрела необходимость пересмотреть более ранний перевод Дро Лоцавы Шераба Драк, а также исправленный вариант, сделанный Шонгденом Дордже Гьялценом, так как эти переводы не позволяли проявить подлинный смысл глубокого окончательного значения. А затем, по просьбе своего последователя и биографа Кунпанга Чодраг Палзанга, сам Шераб Гьялцен составил краткий свод (sa bead) и аннотацию (mchan bu) на «Вималапрабху». Интересно отметить, что немного раньше этих событий знаменитый современник Долполы и величайший знаток Калачакры Будон уже завершил свою аннотацию к исправленному переводу «Калачакра-тантры» и «Вималапрабхи», сделанному Шонгденом.

Завершив строительство ступы Джонанг, Долпопа долго путешествовал по разнообразным священным местам Тибета, где главным образом проводил время в медитативных отшельничествах. Кроме того, он участвовал в возведении многих храмов, продолжал изучение буддийских канонов, а также писал собственные трактаты, все более углубляя и развивая свою интерпретацию Учения. За этот промежуток времени он пережил множество видений чистых земель и различных тантрических божеств. В частности, он получил непосредственное видение Шамбалы и даже осуществил туда визионерское путешествие.


В 1336 году Долполу попросили вернуться в монастырь Сакья, чтобы давать там наставления мастера. Лекции в этом монастыре проходили перед огромной аудиторией в несколько тысяч человек, и иногда многим людям, пришедшим послушать проповеди Долполы, не хватало места. Там же на диспутах обсуждались различные философские позиции, в особенности взгляды относительно двух истин. Долпопа прославился не только как великолепный преподаватель, оратор, всегда с легкостью побеждавший на диспутах, но и как ученый, сочинивший многочисленные трактаты по философии, техникам созерцания, ритуалам построения мандал и астрологии. В 1338 он отошел от руководства монастырем Джонанг и передал управление переводчику Лоцаве Лодро Палу, которого в 1354 году сменил ученик Долполы Чоле Намгьял (1306-1386).

В 1344 году Долпопа и Будон были приглашены послами монгольского императора Тогона Темура в Китай. Однако ни тот, ни другой, по всей видимости, не пожелали отправляться в столицу юаньской династии. Они удалились в отшельничество. Имеется также история о том, что, обратившись за советом к великой статуе Джово в Лхасе, Шераб Гьялцен получил предо­стережение не ехать в Китай.

Следующие десять лет Долпопа продолжал проповедовать учение. Многие влиятельные люди того времени, такие как Кунпанг Чотраг Палзанг, Мати Панчен Лодре Гьялцен, Гьялцен Джунгне и Дордже Ньингпо получали у него наставления. Его приглашали в разные места, например, в древнейший монастырь линии Кадампа Нартанг, где он давал свои блестящие философские разьяснения относительно теории двух истин.

Когда он снова отправился в Лхасу, на этот раз, чтобы помолиться о мире во время ожесточенных столкновений между противоборствующими кланами Сакья и Пхагмодру, он примерно в течение одного года прожил в монастырях Ньесар и Чо-лунг, где передал множество учений. Именно тогда сакьяпинский патриарх Лама Дампа Сёнам Гьялцен попросил написать трактат «Четвертый Собор» (bka'' bsdu bzhi pa) и автокомментарий к нему4. В этом великом трактате он обосновал истинное существование Природы Будды, пустой от иного, но не от себя. Прибыв в Лхасу, Долпопа преподнес золото для позолоты статуй Джово и Шакьямуни, а также огромное количество масла для возжигания ламп в храмах. В течение примерно шести месяцев он находился в Марпори, Тракхла Лупхук и Рамоче. Там он передавал глубинные наставления по Шестичленной йоге многим приходившим к нему практикующим. Популярность этого великого Ламы была столь велика, что при многих массовых посвящениях и проповедях собиралось такое количество народу, что это иногда приводило к проблемам размещения всех желающих увидеть Учителя и даже к разрушению помещения, в котором они проводились.

Вскоре Долпопа отправился назад в Джонанг, но и это путешествие растянулось на месяцы. На обратном пути его приглашали во все близлежащие монастыри, такие как Сангпху, Ньетанг, Рабцюнг, Ралунг, Неньинг и многие другие. Однажды в крепости Джангра, куда его пригласили дать наставления, ему было видение Шамбалы недалеко от склона горы Ценен, и он предсказал, что на этом месте в будущем построят монастырь, в котором будут практиковать только лишь Шестичленную йогу. Затем по приглашению Будона Долпопа прибыл в Жалу. Там он обратился к Будону с предложением обсудить некоторые спорные вопросы буддийской доктрины. Однако Будон отклонил его просьбу, вероятно опасаясь за свою репутацию. На пути из Жалу Долпопа вновь был приглашен в Нартанг, где он дал объяснение комментариев к Калачакра-тантре под названием «Комментарии малого лотоса» (Padmaninamapanjika, ''grel chung padma can). Потом он снова посетил монастырь Трофу, поклонился статуе Майтреи и ступе, которая вдохновила его на строительство подобного сооружения в Джонанг.

На шестой день пятого месяца года мыши (1360) Долпопа вернулся в свою обитель в Джонанг. Его здоровье было отличным. Подношения, привезенные им из путешествий, послужили украшением ступы и различных храмов. В Дзум Чолинг была построена еще одна ступа. Он также активно продолжал давать наставления всем, кто к нему приходил. Но однажды утром, в конце 1361 года, без единого признака болезни он просто погрузился в медитацию и уже больше из нее не вышел. Даже через несколько дней после смерти его тело сохраняло удивительную эластичность. В начале кремации дым поднялся над костром всего на несколько метров, а затем, словно стрела, направился к великой ступе Джонанг, и, сделав несколько кругов, растворился на Западе. Реликвии (ring bsrel) кремации были поделены между его учениками, получившими посвящение «Вималапрабхи», а пепел поместили в статую Долполы, которая была установлена в его Ступе.