Жентонг

05 апреля, 2012 г.

Лама Йонтен Гиалсто "Введение в линию передачи Жентонг"

Все традиции тибетского буддизма, такие как пять наиболее известных - Сакья, Кагью, Джонанг, Гелуг и Ньингма и менее известные, такие как Бодонг и Жалу, следуют учениям Будды, которые восходят к Будде Шакьямуни в Индии. В своих воззрениях мастера традиции Джонанг опираются на третий поворот колеса учения Будды.



Классически учение Будды подразделяется на три поворота колеса. Первый поворот колеса учение было в Варанаси в Оленьем парке, где Будда Шакьямуни изложил учение о Четырех Благородных Истинах. Второй поворот колеса учения был осуществлен в месте Раджагрих (Раджгир, пик Коршуна) ,где Будда изложил учение об отсутствии определяющих качеств и характеристики у всех явлений. В этом месте присутствовали великие Бодхисаттвы, которые задавали вопросы Будде Шакьямуни. Это все изложено в сутрах Праджняпарамиты. Второй поворот колеса учения в основном касается учения Рантонг, т.е. пустоты от собственного существования всех вещей и явлений.



Третий же поворот колеса учения излагается в доктрине Татхагатагарбхи, где говорилось о том, что у всех живых существ есть природа Будды. В месте, где давалось учение поворота третьего колеса на месте великой ступы Дханьякатака, присутствовало множество Бодхисаттв, которые также задавали Будде Шакьямуни вопросы касательно окончательного смысла учения. И так в ответ на вопрос Бодхисаттвы Должеватры Буддой Шакьямуни был дан ответ, который был изложен в сутре Татхагатагарбхи. И все сутры поворота третьего колеса учения, описывают воззрение, которое было позже названо воззрением Жентонг. Приемник Будды Шакьямуни в чистой земле Тушита, грядущий Будда следующей эпохи (юги) – Будда Майтрейя так же был слушателем учений всех трех поворотов колеса. Спустя некоторое время он преподал это учение Асанге и его авторством были пять трактатов Майтрейи-Асанги, которые излагали воззрение Жентонг.



Сам Асанга интересовался поворотом третьего колеса учения, он его изучал, но много мест в этом учении не мог понять. Поэтому долгое время он начитывал мантру Манжушри, а потом ушел в уединенную пещеру проводить медитацию на Будду Майтрейю с просьбой, что бы Майтрейя явился перед ним и даровал ему учение по третьему повороту колеса Дхармы.



Асанга провел в затворе в пещере три года, но никаких знаков не получил, Майтрейя перед ним не явился и он отчаялся, что видимо никогда не достигнет результата своей практики и вышел из затвора, пошел домой и на пути ему встретился человек, который пером пытался стереть железный стержень. Асанга спросил его: «Что ты делаешь?» Он ответил, что хочет сделать иголку, что бы сшить себе вещи. И тогда Асанга понял, ради каких ничтожных вещей люди трудятся в сансаре, а он не может прилагать усилия ради такой великой цели. И он вернулся к себе в пещеру дальше продолжать затвор и медитацию. Он продолжил заниматься практикой, провел еще 3 года в медитации и снова он не увидел никаких знаков. Будда Майтрейя не явился перед ним. Асанга отчаялся и снова вышел из пещеры и тут увидел, что с неба хлынул сильный дождь и он увидел как дождь постепенно прокладывает себе путь в скале и понял, что постепенным и постепенным усердием можно добиться какого то результата, особенно если цель так велика и он вернулся к себе в пещеру.



И еще раз, проведя в медитации три года, Асанга совсем отчаялся, сколько можно медитировать, прилагать усилий, а никаких результатов практики нет. Он понял, что в этой жизни ему уже не суждено увидеть Майтрейю и снова покинул свое место затвора, пошел домой. И тут ему на пути встретился человек, рядом со своим домом, который стоял у горы и руками разрушал огромную скалу. Асанга спросил его: «Что ты делаешь?» Человек ответил ему, что эта высокая гора загораживает свет солнца восход-закат и поэтому мой дом всегда находится в тени. И я хочу ее разрушить. Асанга посмотрел, посмотрел и понял, что рушить он будет очень долго и при этом прилагает такие большие усилия. Он понял, что ему самому надо прилагать все те же усилия и результата он конце концов добьется. На самом деле всеми этими людьми, и тем, кто хотел сделать иглу из большого железного стержня и человеком, который пытался разрушить огромную скалу руками был Будда Майтрейя. Это были его эманации и чудеса.



И спустя еще 3 года Асанга покинул свой затвор, пошел в город. Войдя в город, он увидел больную собаку у которой была жуткая рана на задней части тела. Она не могла ходить и волочила задние ноги. Рана сильно гноилась и по ней ползали черви. Он исполнился сильным состраданием к бедному животному и решил ей помочь. Он сначала попытался снять червей рукой, но потом увидел, что таким образом он убьет червей. И он начал слизывать языком червей с гноящейся раны. И когда он открыл глаза, что бы посмотреть на собаку, он увидел, что собака исчезла и перед ним был Майтрейя.



Асанга стал жаловаться Майтрейе, что как же так, я провел столько времени в ретрите, в затворе пытаясь увидеть тебя, а тебя не было. Почему ты не являлся мне раньше. Майтрейя ответил ему: «Я был с тобою всегда во время твоей практики, но ты не мог меня увидеть, потому, что в тебе не было сострадания». И Майтрейя сказал Асанге: «Еесли ты не веришь моим словам, то возьми меня на плечи и пройдись по городу. Люди меня не увидят потому, что у них великие кармические омрачения и они не смогут увидеть мое тело». И тогда Асанга взял Майтрейю на плечи и пошел по городу, спрашивая «Видите ли что-нибудь у меня?» И они отвечали, что ничего не видят. Лишь одна старушка у которой была карма не столь тяжелой сказала, что у тебя на плечах мертвая собака.



Будда Майтрейя в чистой земле Тушита объяснил Асанге пять трактатов по воззрению. Для того, чтобы создать эти пять трактатов Майтрейя взял Асангу в чистую землю Тушита. Он повелел Асанге закрыть глаза и взять его за рукав. Асанга выполнил приказание и когда он открыл глаза, он уже находился в чистой земле Тушита. Там Майтрейя преподал Асанге учение и комментарии третьего поворота колеса Учения определяющего воззрения, которые изначально были переданы Буддой Шакьямуни. И одним из этих трактатов был знаменитый трактат Уттаратантра. Будда же сам предсказал во время своей жизни, что спустя 900 лет после его смерти, появится учитель и он даже предсказал его имя. Будда говорил, что этот учитель будет обладать широким знанием учения Будды и объяснит как относительную, так и абсолютную истины и в конечном ее толковании, а также широко распространит учение в индии. И он будет жить 150 лет. Асанга, кроме этих трактатов написал еще комментарий к пяти разделам буддийской философии.



Асанга давал обширное толкование к воззрению третьего поворота колеса учения. У него было множество учеников, которых он обучал и давал тантрические посвящения. Но у него было 4 главных ученика. В их числе был его брат, который уже написал множество трактатов и комментариев к пяти трактатам Майтрейи-Асанги. Его звали Васубандху. В начале своей жизни он принадлежал к школе Вайбхашика, воззрение которой относится к Хинаяне. Позже, более подробно поняв учение Махаяны, проведя беседы со своим братом и смотря на его учеников, он обрел веру в Махаяну и начал следовать воззрению Махаяны.



В Индии, опираясь на сутры и учение Будды, последующими учителями были сформированы отдельные воззрения. Так, появились четыре главные буддийские философские школы. Сейчас мы обсуждаем воззрение школы Мадхьямака. Мадхьямаку можно подразделить на подшколы Рантонг и Жентонг. Последователи Рантонг больше опираются на второй поворот колеса учения, а последователи Жентонга - на третий. Среди мастеров передачи учения Жентонг, которое восходит к повороту третьего колеса учения, наиболее знаменитым был Нагарджуна. У него есть известный труд в 5 томах по Мадхьямаке. Некоторые говорят, что Нагарджуна излагал только воззрение Рантонг, но это неправильно потому, что в его трактате «Восхваление Дхармадхату» ясно описывается воззрение Жентонга.



В линии передачи воззрения Жентонг после Васубандху следуют такие мастера, как Гангаметри и Авадхути Па Ченпо Гава Дракпей Пал. Авадхути, был кстати еще учеником Махакалачакрапады и обучался тантре Калачакры. Все они входят в линию передачи воззрения Жентонг, которая основывается на 5 трудах Майтрейи-Асанги.



После индийского мастера Брахма Саджня, воззрение Жентонг было передано в Тибет. В тибете переводчик Лоцава Гавей Дордже перевел трактаты, касающиеся воззрения Жентонг на тибетский язык. Этот переводчик, имевший титул «Зи», т.е. «великий», жил в Тибете в месте Пема Си, т.е. в городе Пеме и там изучал и переводил трактаты по Жентонгу. И он перевел с санскрита множество трактатов по Махамадхьямаке - великой Мадхямаке воззрения Жентонг.



Далее линия преемственности мастеров Жентонг от этого лоцавы продолжается до Долпопы Шераб Гьялцена. Все последующие мастера опирались на переводы трактатов лоцавы Гавей Дордже. Линия сутры мастеров традиции Джонанг начинается от лоцавы Гавей Дордже и доходит до Долпопы Шераб Гьялцена.



Лекция была прочитана Ламой Йонтеном Гиалтсо в центре «Джонангпа», Москва, 22.01.2012.



27 октября, 2011 г.

Воззрение Жентонг

Смысл второго поворота Колеса Дхармы –

показать, каким образом относительное пустотно.

Смысл третьего поворота Колеса Дхармы –

показать, каким образом абсолютное пустотно.

Так как оба они учили несуществованию несуществующего и

существованию существующего, то высший замысел двух поворотов одинаков.

Мати Панчен, один из четырнадцати учеников сердца Долпопы.



Жентонг (gzhan stong) или Махамадхьямака (dbu ma chen po) – воззрение, показывающее то, как абсолютная природа реальности свободна или же пуста от чего-либо «другого», кроме себя самой.



Жентонг рассматривает относительную реальность как пустую от присущего ему собственного существования. Это пустота от самосущего существования, или Рантонг, рассматривается исключительно как природа относительной реальности, тогда как абсолютная реальность понимается как пустая от всего, кроме себя самой. Следовательно, преходящий ощущаемый нами опыт остается лишенным некой врожденной природы, тогда как безграничная, ясная Будда-природа, присущая всем живым существам, остается неизменной и постоянной. Философия Жентонг возражает идее Рантонг, которая утверждает, что раскрытие Абсолютной истины – это необнаружение чего-либо концептуальным умом, и, утверждая в свою очередь, что это концептуальное необнаружение есть продукт дуалистического мышления, и поэтому не может быть принято за Абсолютную истину, потому как мы не можем ни подтвердить, ни отвергнуть истинность этого. Тем не менее, с точки зрения философии Пустоты-от-другого, Абсолютная истина существует, так-как она воспринимается недуалистическим умом, который не вводится в заблуждение.



Поэтому, согласно Жентонг, абсолютная природа реальности пуста от всего другого, кроме своей собственной сущностной природы. С точки зрения философии Жентонг, относительная и Абсолютная истины пусты, но пусты по-разному. Явления на относительном уровне (kun rdzob) пусты от своей собственной природы (rang tong), однако реальность Абсолютной истины (don dam) пуста исключительно от других (gzhan stong) зависимых явлений, и не пуста от своей собственной природы. Долпопа рассматривал эти подходы как дополняющие друг друга, где Пустота-от-другого рассматривает только абсолютную реальность, а Пустота-от-себя только относительную.



Все философия Пустоты-от-себя представляет собой отрицание, не утверждающее ничего взамен, тогда как философия Пустоты-от-другого утверждает существование Будда-природы, пустой от всех временных, непостоянных, зависимых, не присущих ей загрязнений, но не пустой от своей собственной природы. Будда-природа – это сияющее пробужденное пространство, присутствующее в потоке ума каждого живого существа. Будда-природа совершенна с самого начала, содержит в себе все качества Будды и вечно присутствует в каждом живом существе. Временные и непостоянные омрачения, пустые от своей собственной природы, скрывают Будда-природу и таким образом должны быть устранены на духовном пути для того, чтобы позволить присутствующей Будда-природе проявить себя во всем своем великолепии.



Значительная роль в воззрении Жентонг уделяется рассмотрению двух основ:

мудрость всеобщей основы (алаяджняна, kun gzhi ye shes);

сознание всеобщей основы (алаявиджняна, kun gzhi rnam shes)



Алаявиджняна является той основой для возникновения множества мыслей, эмоций, кармических видений, которые и являются омрачениями, закрывающими вечную спонтанно присутствующую в нас Будда-природу. Сознание всеобщей основы является хранилищем, где накапливаются отпечатки кармических деяний.



Алаяджняна или Татхагатагарбха, Будда-природы является основой всего, всех воспринимаемых явлений. В рассмотрении двух истин, алаявиджняна является относительной, пустой от своей собственной природы, и не существует на уровне Абсолютной истины, тогда как алаяджняна пуста от другого и существует в абсолютной реальности. Будда-природа является основой (алаяджняна, kun gzhi ye shes) для всех воспринимаемых явлений сансары и Нирваны. Однако это сияющее пробужденное пространство, присутствующее в потоке ума каждого живого существа, не является причиной сансары, хотя существование сансары и было бы невозможно без него.



Воззрение Жентонг традиции Джонанг очень тесно связано с практическим опытом глубокого созерцания, в особенности с практикой Шести Йог Калачакры (སྦྱོར་བ་ཡན་ལག་དྲུག). Эту взаимосвязь можно рассмотреть с двух сторон:

Объяснение пути к Пробуждению в воззрении Жентонг.

Путь Шести Йог как метод к пониманию истин воззрения Жентонг.

Духовный путь – это процесс очищения основы от временных омрачений, который позволяет проявляться духовным качествам Будда-природы.



Путь состоит из двух аспектов:

1. Накопление мудрости (ye shes), которое сжигает все завесы, скрывающие духовные качества Будда-тела реальности (Дхармакая), которое является вечным и самопроизвольно присутствующим в каждом живом существе.

2. Накопление заслуг (bsod nams), которое постепенно создает ранее отсутствующие духовные качества Будда-тела формы (Рупакая). Результат – обретение состояния Будды, состояния, которое несет величайшую пользу себе и другим. Оно достигается посредством:

Результата отделения (Bral ‘bras) – достижения Будда-тела реальности (Дхармакая), абсолютного состояния каждого живого существа, полностью очищенного от омрачений, а также эмоциональных и интеллектуальных завес.

Результат создания (bskyed ‘bras) – относительное символическое проявление Будда-природы.



В этом контексте практика Шести Йог Калачакры является чрезвычайно быстрым и искусным методом для очищения Будда-природы от разнообразных загрязнений. Шесть Йог позволяют преобразовать кармические ветры, которые являются причиной рождения в круговороте сансары, в ветры мудрости путем введения их в центральный канал. Втянув эти ветры – воспринять абсолютный уровень реальности, получить переживание пустых форм (stong gzugs), раскрыть чакры, получить опыт нерушимого Блаженства, нераздельного с Пустотой и, наконец, осуществить Будда-тело недвойственной реальности.



С другой стороны, Шесть Йог являются тем методом, с помощью которого можно убедиться в безошибочности воззрения Жентонг. Как писал Юмо Микье Джордже, пустота, которая объясняется в философских трактатах и которая устанавливается как абсолютная природа, не является той пустотой, которую можно созерцать на пути тайных наставлений. Пустота на пути созерцания должна быть переживаемой на собственном опыте, так как присущая пустотность (rang bzhin gyi stong pa nyid) невыразима. Таким образом, лишь через непосредственное, прямое переживание Абсолютной истины можно убедиться в существования пробужденных качеств Будды. Во время глубокой медитации Шести Йог, в состоянии глубокой равностности ( nyams bzhag), йогин не воспринимает относительную реальность, однако в этом состоянии возникает видение пустых форм Дхармакаи. Эта реальность и описывается в сутрах, относящихся к последнему повороту колеса Учения, а также многочисленных тантрах. И именно эта реальность пуста другим.



Таким образом, воззрение Жентонг дает возможность ясно истолковывать опыт практики Шести Йог, позволяя в постмедитативном состоянии (rjes thob), после глубокого созерцания Пустоты, объяснять свой опыт, будь то видение пустых форм, или возникновение нерушимого Блаженства. Жентонг помогает распознать эти знаки как абсолютно существующие, а не считать их относительными, пустыми от своей собственной природы, которым не надлежит быть частью опыта глубокой медитации на Пустоту.



Василий Тимашков



21 октября, 2011 г.

Кратко о воззрении Жентонг (Пустота от другого)

Жентонг или Махамадхьямака - воззрение, показывающее то, как абсолютная природа реальности свободна или же пуста от чего-либо "другого", кроме себя самой.



Жентонг рассматривает относительную реальность как пустую от присущего ему собственного существования. Это пустота от самосущего существования, или Рантонг, рассматривается исключительно как природа относительной реальности, тогда как абсолютная реальность понимается как пустая от всего, кроме себя самой. Следовательно, преходящий ощущаемый нами опыт остается лишенным некой врожденной природы, тогда как безграничная, ясная Будда-природа, присущая всем живым существам, остается неизменной и постоянной.



Будда провозглашал, что “Ум пуст от ума, Природа ума – это Ясный Свет”. В школе Мадхьямака существует два главных воззрения, известные как Рантонг (Самопустота) и Жентонг (Инопустота или Пустота-от-другого). Рантонг сосредотачивает свое внимание на пустоте внутренне присущей природы как самого Я, так и окружающих явлений (“Ум пуст от ума”), тогда как Жентонг выражает несуществование всего (другое или Пустота-от-другого), за исключением неизменного, чистого пробужденного ума или Будда-природы (“Природа ума – Ясный Свет”). Таким образом, эта система буквально выражает смысл третьего поворота Колеса Учения Будды. Философия Жентонг возражает идее Рантонг, которая утверждает, что раскрытие Абсолютной истины – это необнаружение чего-либо концептуальным умом, и, утверждая в свою очередь, что это концептуальное необнаружение есть продукт дуалистического мышления и поэтому не может быть принято за Абсолютную истину, потому как мы не можем ни подтвердить, ни отвергнуть истинность этого. Тем не менее, с точки зрения философии Пустоты-от-другого, Абсолютная истина существует, так как она воспринимается недуалистическим умом, который не вводится в заблуждение. Поэтому, согласно Жентонг, абсолютная природа реальности пуста от всего другого, кроме своей собственной сущностной природы.



Джамгон Конгтрул так описал две системы:

“Философии Рантонг и Жентонг Мадхьямака не имеют различия в распознавании “Шуньяты” природы всех явлений, воспринимаемых на относительном уровне. Они также не различаются в достижении медитативного состояния, в котором все крайние идеи полностью растворены. Разница заключается в словах, с помощью которых эти две системы описывают Дхармату. Жентонг описывает Дхармату, ум Будды как абсолютную реальность, тогда как философы Рангтонг опасаются, что если описывать абсолютную реальность таким образом, то люди могут решить, что есть и концептуальная душа или Атма. Философы Жентонг считают, что существует гораздо большая возможность неверно понять описание Пробужденного состояния как несуществующего и пустого.”



Таранатха писал:

"Соответственно, те кто придерживается воззрения Рантонг, считают, что первый поворот Колеса Учения Будды, которое учит Четырем Благородным Истинам, является предварительным в значении, второй поворот Колеса Дхармы, которое учит отсутствию характеристик, является абсолютно окончательным в значении, а последний, в совершенстве безупречный, поворот Колеса Дхармы является косвенно окончательным в значении. Те же, кто поддерживает Жентонг, принимают первый поворот Колеса Дхармы как предварительный, второй поворот Колеса Дхармы как разъясняющий косвенное окончательное значение, а последний поворот Колеса Дхармы как показывающий абсолютный окончательный смысл". Асанга, Васубандху и последующие индийские философы, такие как Дигнага, Дхармакирти и Чандрагомин, были первыми, кто разработал воззрение Жентонг. Позже оно получило свое развитие у мастеров линии Джонанг, таких как Кунчен Долпопа Шераб Гьялцен и Джецун Таранатха Кунга Ньингпо.

Материал по воззрению Жентонг подготовил Василий Тимашков